Российские полярники организовали экспедицию "Барнео 2013" в Арктику

Ассоциация полярников России и Русское географическое общество организовали экспедицию "Барнео 2013" в Арктику. «Барнео» - это не тропический курорт в Юго-Восточной Азии, а дрейфующая в Севером ледовитом океане научная станция. Через несколько дней после прибытия специалисты вылетят на дрейфующую станцию "Северный полюс-40".

Российские полярники организовали экспедицию

Что захватили с собой полярники, какую им предстоит выполнить научную программу, - рассказал начальник Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического НИИ Росгидромета Владимир Соколов.

Сезонная высокоширотная экспедиция традиционно проходит весной, в начале полярного дня, пока не стали интенсивно таять льды. Организацией ледового лагеря «Барнео — 2013» занимается ассоциация полярников России и Русское географическое общество. Дрейфующая научная станция одновременно является и перевалочной базой для туристов, идущих к Северному полюсу.

Своему названию полярная база обязана позывному одной из первых высокоширотных экспедиций: в слове «Барнео» сочетание звуков лучше других прослушивалось в помехах радиоэфира. Не обошлось здесь, по всей видимости, и без своеобразного полярного юмора.

«Барнео» — величина непостоянная. Лагерь функционирует лишь в апреле. Каждый год для него выбирают новую надежную дрейфующую льдину, на которую с самолета на специальных платформах с парашютом сбрасывают два трактора и топливо для дизель-генераторов. Следом за «железными конями» спускаются под куполом специалисты, которые строят аэродром. Те ледовые наросты, что не взяли насадки трактора, срезают бензопилами, оставшиеся неровности сбивают вручную кайлом.

И только после установки специальных модулей на «Барнео» прилетают ученые. К их услугам - модули КАПШ — комбинированные арктические палатки Шапошникова, куда тепловые пушки непрерывно нагнетают горячий воздух.

Ежегодно на «Барнео» прилетают ученые из разных стран.

- У каждой группы специалистов - свои задачи и программы. Российские ученые будут заниматься океанографией, гидробиологией, - говорит Владимир Соколов. - С помощью подводного аппарата наши специалисты будут исследовать нижнюю границу льда и структуру газа, который скапливается подо льдом. Также мы будем заниматься исследованием волновых процессов в ледяном покрове, изучать торосистые образования. Американцы в этом году в приполюсном районе планируют осуществить крупномасштабную океанографическую съемку. Ученые из Штатов также будут выставлять дрейфующие автономные системы на лед и под лед. Норвежцы, в первую очередь, будут испытывать свою технику и ставить автономные дрейфующие системы. В последствии они уйдут в дрейф вместе с льдиной, которую покинет лагерь.

-Вы упомянули гидробиологию. А рыбы какие-то водятся в этих широтах?

- Высокоширотная область - это арктическая пустыня, и рыб там практически нет, хотя иногда встречаются представители двух видов полярной трески. Одна из них называется сайка. Это очень редко встречающиеся особи. Хотя у нас на научно-исследовательской дрейфующей станции «СП-37» в свое время было очень много молоди этой рыбы. Сачками там было выловлено несколько центнеров этой рыбы, чтобы кормить собак. Также были выполнены научные исследования, опубликованы статьи на эту тему.

В рамках высокоширотной экспедиции планируется, что одна группа ученых останется на «Барнео», другая - на вертолетах вылетит на дрейфующую в районе северной части Канадской котловины научно-исследовательскую станцию «СП-40», где работают сейчас 16 ученых.

Во время дрейфа льдина со станцией попала в зону устойчивого антициклона, из-за чего температура воздуха опускалась здесь до минус 40 градусов. Однако морозы полярников не пугали. Наоборот, ученые радовались низким температурам, так как благодаря им лед становился толще, а значит – устойчивее к разломам.

Прошлогодняя экспедиция достанции на вертолете длилась пять часов. В этом году «Северный полюс-40» расположен ещё на 100 км дальше от «Барнео», поэтому точных прогнозов относительно длительности полета никто дать не может – все зависит от метеоусловий.

- На дрейфующую станцию мы доставим необходимое научное оборудование, запчасти для дизель-генератора и транспортной техники, свежие продукты, в частности фрукты и овощи, а также несколько сортов элитного мяса. Также будет произведена ротация - два специалиста отправятся на большую землю, им на смену останется механик, который будет заниматься ремонтом техники, которая вышла из строя на дрейфующей станции, и специалист в области ледовых исследований и беспилотной летающей техники.

- Вы применяете беспилотники?

- Беспилотные системы (БПЛА) в Арктике применяем только мы, наш институт. Они нужны для ледового мониторинга. С помощью этих систем также уточняются космические снимки благодаря камерам более высокого разрешения. Можно легко обнаружить любую опасную трещину в районе дрейфа, причем информация — в видимом инфракрасном диапазоне. Это позволяет судить о динамике ледяного покрова не только в районе станции, но и в другом интересующем нас месте. У нас есть БПЛА легкие и тяжелые. Одни летают на удалении до 10 километров, другие до 100, а есть и такие, которые улетают за 500. Чаще всего работаем с маленькими. Большие используем для крупных исследовательских задач. Кроме того, на них есть датчики, позволяющие получать профиль температуры и влажности в процессе движения аппарата,— так исследуется неоднородность в атмосфере. Хотя для получения метеорологических данных нам хватает аэростатов и зондов.

На льдине разбит целый «поселок». Центр станции – дизельная электростанция, вырабатывающая электричество. Два больших дизель-генератора работают по очереди, обеспечивая светом и энергией работу всей станционной техники и компьютеров. «Душа» станции - кают-компания с камбузом. От нее лучами расходятся дорожки к домикам полярников. Жилые блоки, в каждом из которых работает печь на солярке, поставлены так, чтобы равномерно распределить нагрузку на льдину. Бочки с топливом заложены в четырех разных «точках» с тем расчетом, если льдина расколется, станция не должна остаться без топлива.

Первыми к прибывшим с Большой земли вертолетам успевают всегда две лайки — Дик и его сын Арчи. Дика с разные глазами - темно-карим и светло-голубым, зимовщики считают своим талисманом.

Радостей в ледовой пустыне немного. Электронные письма из дома, особый чай на талой воде, шоколадные пряники, имеющие в Арктике особый вкус... А в основном — тяжелая, монотонная работа.

Ученые на «СП-40» наблюдают за состоянием атмосферы, газообмена, радиационными потоками, озоновым слоем, парниковыми газами. Также оценивают динамику льда и влияние на него всей климатической системы в данной точке дрейфа.

Начальник Высокоширотной арктической экспедиции Владимир Соколов также упомянул, что «СП-40» оборудована уникальным эхолотом с комплектом профилирования осадочного слоя, с помощью которого можно получить информацию о новом подводном рельефе. Точные батиметрические данные о рельефе дна, полученные со станций, востребованы мировым сообществом, несмотря на то что многие страны изучают арктические глубины с помощью подводных лодок.

Гидрографы, радисты, аэрологи, океанологи, метеорологи... На «СП» и «Барнео» собирается народ особый. Кто попал в Арктику лишь раз, обязательно возвращается снова. Сами зимовщики об этом феномене говорят так: «Укусила полярная муха».

Вкупе к «укушеннымb» в середине апреля на «Барнео-2013» соберутся послы государств Арктического совета для обсуждения сотрудничества в Арктике. Россию будет представлять посол по особым поручениям МИД Антон Васильев.

Читайте также:

Комментариев нет:

Отправить комментарий